Есть идея!

Об обучающих презентациях и других полезных ИКТ-идеях

Типология презентаций

Типология презентаций. Учебные презентации. Обучающая презентация

               

Техническая литература и источники, освещающие вопросы методики обучения иностранным языкам не дают четких параметров для классификации презентаций, поскольку данный электронный продукт многофункционален. При разработке типологии, мы опирались на классификацию Л.И. Ястребова, который рассматривал использование презентаций в сфере образования и бизнеса. Полагаем, что она является наиболее приемлемой для решения задач данного пособия.

В основе типологии презентаций мы выделяем, вслед за Л.И. Ястребовым, следующие критерии:

I.по функциональному использованию:

   1) деловая:

— официальная (отчеты, доклады и т.д. перед вышестоящими органами);

— официально-эмоциональная (отчеты, доклады и т.д. перед коллективом единомышленников);

— информационный ролик (слайд-шоу с целью рекламы);

   2) учебная (используемая в сфере образования при обучении дисциплинам в школе и в вузе);

3) развлекательная (поздравления, сопровождение концертов, увеселительных мероприятий и т.п.).

II. по направленности на определенную аудиторию:

1) для работы в аудитории с проецированием на большой экран;

2) для самостоятельной работы за персональным компьютером.

III. по структуре и управлению:

1) линейная с жёсткой последовательностью кадров – последовательное представление цельных слайдов, так называемых «плакатов» (Ястребов Л.И., 2007).

2) линейная с эффектами анимации – последовательный переход от одного слайда к другому с использованием эффектов анимации.

3) гипертекстовая с разветвлённой структурой – последовательность подачи материала произвольна и регламентируется гиперссылками.

4) в форме Интернет страницы – единственным отличием от гипертекстовой презентации является способ управления с помощью горизонтального или вертикального меню.

         В процессе обучения иностранным языкам используется учебная презентация. Сам термин, хотя и встречается в методической литературе, не имеет четкого определения. Кроме того, разнообразие видов учебной деятельности говорит о необходимости классификации соответствующих компьютерных средств обучения.

         По нашему мнению под учебной презентацией следует понимать электронный продукт, специально разработанный для использования в целях обучения независимо от учебного предмета. Исходя из задач выполняемых на уроке, предлагаем разделить учебную презентацию на следующие виды:

  1. Обучающая (для целенаправленной отработки учебного материала). Применительно к процессу обучения иностранным языкам можно выделить следующие критерии классификации этого вида презентации:

        а) по видам речевой деятельности для обучения:

                   — аудированию;

                   — чтению;

                   — говорению;

                   — письму.

         б) по сторонам речи для обучения:

                   — фонетической стороне речи;

                   — лексической стороне речи;

                   — грамматической стороне речи.

         в) по видам опор:

                   — содержательная;

                   — смысловая;

                   — вербальная;

                   — иллюстративная;

        с) по этапам работы над новым языковым материалом для:

                   — введения и первичного закрепления;

                   — целенаправленной тренировки;

               — самостоятельной отработки языковых явлений обучающимися (презентация-тренажер).

  1. Лекторская (для сопровождения лекций).
  2. Познавательная (для иллюстрации познавательного учебного материала на уроке иностранного языка).
  3. Прикладная (для создания раздаточного материала в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм и т.д.).

         Мы уделяем особое внимание именно обучающей презентации, поскольку она обладает рядом специфических признаков, которые отличают ее от всех остальных типов учебных презентаций.

1. Функциональность. Обучающая презентация органично вплетается в канву урока и является методическим инструментом учителя, а не электронной доской с наглядными пособиями. Она является живым элементом урока. С помощью презентации введение и тренировка нового языкового материала становятся не только более наглядными, но и более действенными для процесса его усвоения. Именно наличие упражнений отличает обучающую презентацию от познавательной.

2. Нелинейность. Обучающая презентация не статична, а подвижна за счет эффектов анимации и гиперссылок. Она управляет вниманием аудитории. Постепенная (дозированная) подача информации необходима для переключения внимания с одного объекта на другой.

3. Интерактивность. Обучающая презентация имеет элементы обратной связи с обучающимися, которые видят на экране результат проделанной ими работы. Это означает, что упражнение должно быть подвижным – анимационным.

4. Смысловая завершенность. Обучающая презентация представляет законченный фрагмент урока. Она полностью охватывает этап работы над новым учебным материалом и построена на принципе одной трудности.

5. Единый стиль. Обучающая презентация соответствует требованиям, предъявляемым к компьютерной наглядности на уроке иностранного языка, что предусматривает:

  • единый размер шрифта для заголовков;
  • единый размер шрифта для текста на всех слайдах;
  • один тип шрифта для всех слайдов;
  • один фон для всех слайдов;
  • умеренную цветовую палитру обучающего электронного продукта;
  • единообразие эффектов анимации;
  • единый эффект перехода слайдов;
  • сбалансированный объем текстовой информации на каждом слайде;
  • преобладание изобразительной (фотографии, рисунки, клипарт, схемы, таблицы, диаграммы) информации над текстовой;
  • единая панель управления показом слайдов (маркеры перехода по гиперссылкам).

Презентация-тренажер, как подвид обучающей презентации, ориентирована на закрепление отдельных навыков. Среди форм работы с тренажерами можно назвать грамматические или лексические тесты, страноведческие викторины, игры по станциям, познавательные квесты.

Работа с такой презентацией проходит в режиме обучающийся – компьютер, поскольку в данном случае презентация реагирует на действия пользователя и способна оценить его успехи. Она строится на системе гиперссылок или с использованием такого параметра анимации как Переключатели (триггеры, см. стр.23, 26). Из этого следует, что тренажер, изготовленный в программе PowerPoint должен иметь единый стиль и обладать простой и понятной обучающемуся системой навигации.

Для учителя техническая сторона вопроса представляет бóльшую трудность, поскольку процесс создания тренажера достаточно трудоемкий и требует привлечения пространственного мышления из-за использования гиперссылок.

Познавательная презентация используется для иллюстрации познавательного учебного материала на уроке иностранного языка. К таким материалам можно отнести страноведческие темы (особенно при раскрытии реалий стран изучаемого языка), тексты для чтения страноведческого характера, страноведчески ориентированные прагматические тексты (инструкции, таблички, меню ресторанов, рецепты блюд и т.п.), внеклассные мероприятия по иностранным языкам, т.е. те  материалы, которые требуют привлечения дополнительной изобразительной и языковой наглядности.

Как показывает анализ учительских презентаций из коллекции единого Цифрового образовательного ресурса (http://school-collection.edu.ru/collection/), это самый распространенный продукт PowerPoint, который используют учителя иностранных языков. Очевидно, что многих подкупает техническая простота таких презентаций и возможность создания учебного продукта «на скорую руку». Тем не менее, функции познавательной презентации ограничены и сводятся к наглядному представлению учебных тем. Однако за простотой технического воплощения кроется трудность, которая не всегда учитывается авторами. Как и обучающая презентация, познавательная должна обладать единым стилем и управлять вниманием аудитории. Кроме технических нюансов (использование эффектов анимации и гиперссылок), автор должен продумать логику подачи учебного материала и устные комментарии к каждому слайду, чтобы презентация не стала «графической копией» речи учителя. Последнее утверждение является актуальным и для создания лекторской презентации.

Прикладная презентация используется учителем для создания раздаточного учебного материала. Спектр таких материалов разнообразен: учебные тексты и упражнения с иллюстрациями, схемы образования грамматических форм, таблицы спряжения глаголов и т.п. Оформительские возможности программы PowerPoint делают печатный учебный продукт более наглядным и привлекательным.

Таким образом, обучающая презентация является наиболее эффективным средством обучения иностранным языкам, которое направлено на выполнение практических задач овладения сторонам речи и видам речевой деятельности в тесном взаимодействии с традиционными упражнениями.

(По материалам учебно-методического пособия: Л.А.Беляева «Технология создания и использования обучающих презентаций PowerPoint на уроке немецкого языка»)

Использованные источники:

  1. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002//Вопросы Интернет образования. – 2007. – №47 (См.: http://vio.fio.ru/vio_47/cd_site/Articles/art_3_6.htm, по состоянию на 20.04.2007).
  2. Ястребов Л.И. Классификация презентаций//Вопросы Интернет образования. – 2007. –  №47 (См.:    http://vio.fio.ru/vio_33/cd_site /Articles/ art_1_1.htm,  по состоянию на 21.04.2007).

1 комментарий

    Trackbacks

    1. Типология презентаций | Есть идея! | Моя копилка

    Добавить комментарий

    Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

    Логотип WordPress.com

    Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

    Фотография Twitter

    Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

    Фотография Facebook

    Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

    Google+ photo

    Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

    Connecting to %s

    %d такие блоггеры, как: