Роль анимации и гиперссылок

Анимация и гиперссылки как инструментальные обучающие приемы программы PowerPoint

 Из всех инструментов презентации бóльший интерес с методической точки зрения представляют эффекты анимации и гиперссылки. Данные инструменты многофункциональны, поскольку они:

  • организуют последовательность предъявления нового учебного материала и всю последующую работу над ним (смена слайдов, наличие скрытых слайдов, возможность неоднократного обращения к различным слайдам);
  • управляют показом презентации;
  • определяют тип упражнений;
  • активизируют внимание всего класса на содержании нового учебного материала;
  • делают процесс обучения интерактивным, поскольку возможна опосредованная обратная связь со слайдом (презентация-тренажер).

Анимация – инструментальный прием программы PowerPoint, который управляет движением внутри слайда (появление, выделение, перемещение и исчезновение объекта на слайде), а также осуществляет переход от одного слайда к другому. Мы рассматриваем эффекты анимации как наиболее выгодный инструментальный прием программы, позволяющий «оживлять» различные типы упражнений и делать наиболее наглядным процесс объяснения нового языкового материала.

Сфера применения анимационных эффектов в целях обучения широка. Например, при обучении грамматической стороне речи можно выделить следующие моменты:

  1. Образование формы грамматического явления (11, Пример 1).
  2. Трансформация грамматического явления в результате склонения или спряжения (11, Пример 2).
  3. Выполнение языковых и условно-речевых упражнений.

Различают четыре вида анимации внутри одного объекта (слайда):

  • Вход – появление объекта на слайде;
  • Выделение – графическое выделение уже существующего на слайде объекта;
  • Выход – исчезновение объекта со слайда;
  • Пути перемещения – передвижение объекта по слайду.

В свою очередь, каждый вид разделяется на определенные группы: общие, простые, средние, сложные. В зависимости от целей выбирают от простого и незамысловатого эффекта до самого витиеватого. Данный факт, безусловно, является важным для создания успешной обучающей презентации, поскольку от простоты или сложности эффекта зависит, насколько прочно учащиеся усвоят тот или иной языковой материал и насколько сконцентрированным будет их внимание во время демонстрации презентации.

Учитывая данный факт, а также инструментальное разнообразие эффектов, мы посчитали целесообразным определить наиболее выгодные – обучающие – эффекты, а также эффекты, которые мы не рекомендуем использовать в обучающей презентации. Кроме того, чтобы не оставить учителей без возможности испробовать свои творческие способности (ведь цель у каждой конкретной презентации своя), предлагаем так называемые оформительские эффекты, которые можно использовать в познавательных презентациях. Анимируемые объекты мы разделили на следующие группы: слово, группа слов; предложение, группа предложений, текст, упражнение; изобразительная наглядность (фото, клипарт). Это связано с тем, что данные объекты различаются качественно и количественно, соответственно визуально их появление будет восприниматься по-разному. Обратите внимание на Таблицы 2, 3, 4.

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Что касается эффекта Пути перемещения, то здесь мы просто ограничимся советом, использовать однонаправленные эффекты (например, вверх, влево, вниз, вправо), либо рисовать свой собственный пользовательский путь. Хочется отметить, что данный прием будет наиболее выгодным в таких упражнениях, где требуется перемещение объекта. Например, определение туристического маршрута по карте, водная экскурсия по рекам Европы, пешая прогулка по городу (используя план города), выстраивание логики повествования по серии картинок, упражнение на составление предложений из слов, соединение отдельных частей предложения, заполнение пропусков в упражнении за счет указанного ряда слов и т.д.

Использование эффектов анимации предполагает увеличение затрат времени, которое так необходимо на уроке. Некоторые анимационные эффекты характеризуются длительностью движения даже при рекомендуемой средней скорости. Кроме того, в эффектах изменения размера изображения (в разных видах анимации) происходит искажение объекта, появляется размытость и нечеткость. Хотим обратить внимание наших читателей на некоторые из них.

1. Эффекты, которые занимают много времени при показе (темп средний):

вход и выход: средние – увеличение с поворотом; сложные – колесо, ветер, поворот, титры.

2. Эффекты, которые двигаются в кадре, тем самым, напрягая внимание:

вход и выход: общие – вылет, выползание; простые – проявление с вращением; средние – подъем, проявление снизу, поворот вокруг центра, развертывание, центрифуга; сложные – все эффекты анимации;

выделение: общие – вращение; средние – качание, пишущая машинка; сложные – цветовая волна.

3. Эффекты, которые искажают качество объекта:

вход и выход: средние – сжатие; сложные – увеличение, нить;

выделение: общие – изменение размера, изменение размера шрифта; простые – растяжение по вертикали; средние – увеличение с изменением цвета; сложные – взрыв.

Движущиеся, крутящиеся, мелькающие, а иногда и летающие эффекты анимации воспринимаются тяжело даже с отдаленного расстояния, поэтому лучше выбирать те из них, которые появляются и исчезают постепенно, плавно. Из личного опыта отметим, что легче воспринимать трансформацию цельного фрагмента, его медленное проявление, чем частичное возникновение, или возникновение в движении и перемещении.

 Зачастую на слайде располагается несколько анимируемых объектов. Анализ архива презентаций показывает, что авторы стараются использовать для каждого объекта свой вид анимации, например, пять объектов – пять разных приемов появления (www.collection.cross-edu.ru, http://www.rusedu.ru, по состоянию на 2 марта 2010г.). Очевидно, что восприятие такого слайда будет неэффективным. А если презентация состоит из 15 слайдов? Поэтому мы советуем использовать один эффект анимации для всех объектов внутри слайда.

Бывают случаи, когда при работе над учебным материалом используется комплекс средств анимации, например, при объяснении нового грамматического материала, где важно показать, как трансформируется грамматическая форма. Смена действий на слайде не должна утомлять внимание обучающихся обилием эффектов. Они должны быть сбалансированы и выдержаны в едином стиле, например, ВходПроявление с увеличением/ ВыходВыцветание. Кроме того, постарайтесь так организовать движение по слайду, чтобы траектории объектов не пересекались. Необходимо следить за порядком появления объектов или их взаимным расположением (Соловьева, 2008).

Необходимо обращать внимание и на скорость действия анимационных эффектов. В инструментарии программы предлагается Очень быстрый, Быстрый, Средний, Медленный и Очень медленный темп показа. Для обучающей презентации мы предлагаем задавать средний темп. Он более удачно воспринимается при демонстрации. Если в эффекте Перемещение по слайду используется Свой пользовательский путь, то целесообразнее выбрать Очень медленный темп показа.

Существует еще один эффект анимации – Переход. Типы переходов находятся в правом вертикальном меню Дизайн слайда во вкладках Эффект анимации и Смена слайдов (версия Microsoft PowerPoint 2003) или в верхнем горизонтальном меню во вкладке Анимация (версия Microsoft PowerPoint 2007). Этот тип движения делает возможным появление и исчезновение слайда в целом, а не отдельных его элементов. Он придает презентации внутреннюю целостность и связывает между собой ее смысловые части. Виды переходов достаточно сложны, поэтому советуем при необходимости выбирать наиболее «плавные» и использовать один вид на протяжении всей презентации.

К особым параметрам эффектов анимации относятся Переключатели (триггеры). Они позволяют настраивать действие при щелчке на определенном объекте (Уэпмен Ф., 2005). Таким объектом может быть картинка, фигура, кнопка или текстовое поле, при щелчке которого выполняется некоторое действие. Действие может состоять в воспроизведении звука, фильма или анимации, например появление текста на слайде. Говоря методическим языком, переключатели делают обучающую презентацию интерактивной. С их помощью создаются упражнения в форме тестов и тренажеров. Преимущество этого параметра состоит в том, что можно выполнять упражнение в произвольном порядке, в отличие от анимационного, где очередность выполнения задается порядковыми номерами эффектов (подробнее, см. стр.26, 41-44).

Помните, что анимация в обучающей презентации – это не способ украшения, а элемент, за счет которого происходит усвоение учебного материала.

В отличие от эффектов анимации, которые позволяют управлять информацией внутри слайда, гиперссылки управляют ей внутри презентации. Они позволяют связывать объекты на слайдах между собой или с внешними ресурсами. Гиперссылки дают возможность управлять подачей учебного материала, попутно обращаясь к заранее подготовленным слайдам с материалами. В презентации они используются с целью:

  • введения и первичного закрепления нового языкового материала;
  • повторения необходимых грамматических форм и явлений (12, Пример 2);
  • расширения ключевых понятий грамматического правила;
  • тренировки в употреблении языковых явлений (презентация-тренажер) (12, Пример 1);
  • раскрытия пунктов плана;
  • расширения ассоциограмм (12, Пример 3);
  • расшифровки опорной схемы;
  • иллюстрации языковых явлений примерами;
  • иллюстрации рисунками или фотографиями с их последующим комментарием или описанием (12, Пример 4);
  • организации заключительного этапа работы над языковым явлением, учебным текстом или разговорной темой.

В обучающей презентации при использовании гиперссылок необходимо следить за тем, чтобы структура электронного документа была обозримой и не опутывала его как паутина бесконечными переходами. Для этого необходимо заложить в сценарий презентации номера исходных слайдов и номера слайдов, к которым ведет гиперссылка, как например, в данной схеме:

Схема 1

Система переходов по гиперссылкам

Такой сценарий необходимо распечатать и иметь под рукой на уроке, это значительно облегчает навигацию при показе презентации.

Те слайды, к которым ведет гиперссылка, лучше располагать по порядку. В этом случае их надо сделать скрытыми, чтобы они не появились при демонстрации и не запутали показ.  Можно вынести их и в конец презентации, и здесь мы советуем их тоже скрыть.

В случае если используется презентация-тренажер, гиперссылки управляют самостоятельной работой обучающегося, указывая ему направление и оценивая его работу. В такой презентации структура сложная, разветвленная. Здесь должен обязательно присутствовать слайд-меню, задающий векторность ссылок, а все остальные слайды должны иметь единую панель с управляющими кнопками, которые возвращают пользователя в главное меню, на предыдущий слайд или осуществляют переход на последующий слайд.

(По материалам учебно-методического пособия: Л.А.Беляева «Технология создания и использования обучающих презентаций PowerPoint на уроке немецкого языка»)

Использованные источники:

  1. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 464 с.
  2. Уэмпен Ф. PowerPoint 2003. Библия пользователя.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 768 с.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s