Типы упражнений

Типы упражнений, обусловленные техническими возможностями программы PowerPoint

Использование презентации PowerPoint в учебном процессе обуславливает применение определённых видов упражнений. В сфере компьютерных технологий те разновидности упражнений по способу осуществления речевого действия, которые предлагает Е.И. Пассов, а именно: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные – приобретают новые свойства (Пассов Е.И., 1977). Поэтому мы считаем целесообразным введение в понятийный аппарат методики обучения иностранным языкам специальных упражнений, которые обусловлены техническими возможностями программы.

Линейное упражнение – упражнение, структура которого носит фиксированный характер, то есть не подвергается трансформации. Все объекты внутри слайда остаются статичными. Наполнение такого упражнения должно быть ярким и запоминающимся, подразумевается использование иллюстраций (слайд-«плакат»). В этой группе уместны упражнения, где вместо слов вставлены фотографии или клипарт. Обучающимся предлагается расшифровать текст – карту сокровищ, письмо из бутылки и т.д.

Анимационное упражнение – упражнение с использованием эффектов анимации. Оно регулирует выполнение заданий внутри слайда. Объекты внутри слайда могут появляться, исчезать и перемещаться, что позволяет сделать упражнение подвижным, а значит более эффективным. Среди таких видов упражнений встречаются как языковые, так и условно-речевые, в основном трансформационные и подстановочные, поскольку эффект анимации позволяет быстро преобразовать лексическое или грамматическое явление.

Анимационные упражнения разнообразны по своей структуре. Если это языковое упражнение, то здесь, прежде всего, используется заполнение пропусков (Lückentext), преобразование грамматической формы, выбор правильного ответа из нескольких возможных, соединение двух частей предложения, составление предложений из ряда слов. Среди условно-речевых упражнений хочется отметить подбор подписей для ряда картинок. «Подвижным» можно сделать любое упражнение, надо только четко представлять себе задачу, которую оно выполняет на уроке.

Отметим, что анимационное упражнение носит строгий фиксированный в порядке подачи материала характер, и очередность появления объектов задается алгоритмом программы. Следовательно, учитель, действует в соответствии с этим алгоритмом и должен четко знать заданную очередность эффектов.

Интерактивное упражнение упражнение, специально организованное в учебных условиях, в режиме диалога «компьютер-ученик» с целью самостоятельной тренировки обучающихся в употреблении языковых явлений и выполнении тестовых заданий. В данном разделе инструментальная специфика таких упражнений обусловлена тем, что они предусматривают ответную реакцию презентации на выполнение задания. Это может происходить с помощью гиперссылок и переключателей.

1. Упражнение с использованием гиперссылок  характеризуется повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала. Среди форм работы хочется выделить следующие:

1. Привлечение дополнительной информации для выполнения упражнений. К такой информации мы относим текстовый фрагмент, языковую ремарку, изобразительную наглядность.

2. Организация поискового чтения, с целью сбора более полной информации об объекте исследования.

3. Организация заключительного урока по теме, где происходит систематизация знаний разного уровня.

4. Создание упражнений на предвосхищение, языковую догадку, с возможностью проверить правильность своего предположения.

5. Создание презентаций-тренажеров или тестов, где необходима обратная связь с пользователем.

Последняя форма работы требует от учителя больших затрат на подготовку теста. Структура такой презентации громоздкая и может затруднить перемещение по слайдам, если система переходов по гиперссылкам недостаточно продумана. Тем не менее, представляется, что правильно выполненная презентация позволяет привнести в учебный процесс элемент игры, приключения, квеста – ученик воспринимает переходы по гиперссылкам как выполнение игровой миссии. Важно поддерживать этот интерес новизной и вариативностью заданий.

2. Упражнения с использованием анимационного параметра Переключатели (триггеры)

Мы относим триггеры к наиболее интересному и действенному инструментальному приему программы PowerPoint, который позволяет делать любое упражнение интерактивным, хотя их обучающая функция эффективнее всего проявляется в тестах и языковых тренажерах. Преимущество триггеров заключается в том, что они задают произвольный порядок выполнения заданий. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения за счет предоставления обучающемуся выбора в решении учебных задач. Учитель, в свою очередь, имеет возможность с помощью заданий с триггерами быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию урока, выстраивая задания по уровню сложности, реагировать на ответную реакцию класса и управлять очередностью презентации нового учебного материала. Напомним, что эффекты анимации, в этом смысле, держат учителя и обучающегося в рамках алгоритма, который задается программой и отличается строгой очередностью действий.

Техническое своеобразие этого параметра состоит в том, что щелчок мышью на триггер запускает одно (простой триггер) или несколько (сложный триггер) действий. С методической точки зрения спектр применения триггеров широк:

1. Как любой другой эффект анимации он добавляет наглядность в презентацию нового языкового материала, особенно при объяснении грамматического материала.

2. Триггеры оживляют языковые и условно-речевые упражнения эффектами, которые позволяют трансформировать тренируемый материал внутри одного слайда, не прибегая к помощи гиперссылок. Они оптимизируют информационное пространство слайда.

3. Интерактивные тестовые задания, созданные с помощью этой функции отличаются вариативностью. Особенно выгодно его применение в тестах с несколькими вариантами ответа при нахождении одного искомого, при этом тестируемая информация может быть как в вербальной форме (слово, сочетание слов, предложение, текст), так и в невербальной (рисунок, схема, фотография).

Отдельно хочется остановиться на особом виде упражнений, при выполнении которого используется функция Элементы управления (язык программирования Visual Basic), а именно диалоговые окна, которые могут работать в PowerPoint. Окна можно заполнить любым печатным текстом прямо во время демонстрации презентации. Это наиболее доступный прием программы Visual Basic, который может использовать каждый учитель. Таким образом, пропуски заполняются прямо на уроке, и делать это может не только учитель, но и ученик. Среди возможных форм работы можно выделить кроссворды, ассоциограммы, составление пунктов плана – те формы работы, которые требуют совместного участия учителя и обучающегося. Поле можно растягивать на столько, сколько это необходимо, и впечатывать при показе слайдов целые предложения или группы предложений.

Прослеживается связь типов упражнений с этапами работы над учебным материалом. Так на начальном этапе работы над тем или иным языковым явлением, например, на этапе презентации и первичного закрепления, учитель чаще всего предлагает линейные и анимационные упражнения. Этап целенаправленной тренировки включает преимущественно анимационные и интерактивные упражнения, характеризующиеся повторяемостью и вариативностью. И лишь на заключительном этапе работы над языковым явлением или разговорной темой появляются гипертекстовые упражнения в виде Интернет страницы с главным меню для систематизации работы над учебной темой. Презентации-тренажеры ориентированы на самостоятельную работу обучающихся, но в игровой форме могут быть задействованы во внеклассной работе.

Закончим раздел мыслью о том, что многие учителя переносят упражнения с листа на слайд и полагают, что компьютеризировали свой урок. Упражнение не должно быть просто напечатано на слайде в форме вопросов, как это часто происходит на практике. Его задача – управлять вниманием обучающегося и устанавливать с ним обратную связь. Обучающийся должен видеть результат выполнения задания, будь то появление правильного ответа или заполнение пропусков. Эта связь достигается при использовании эффектов анимации или гиперссылок. Не забывайте, упражнение, подготовленное в PowerPoint, должно быть «подвижным», а не статичным, иначе теряется обучающий эффект этого технического средства.

(По материалам учебно-методического пособия: Л.А.Беляева «Технология создания и использования обучающих презентаций PowerPoint на уроке немецкого языка»)

Использованные источники:

  1. Пассов Е.И. Классификация упражнений для обучения говорению// Иностранные языки в школе, 1977. – №5. – С. 49-54.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s