Есть идея!

Об обучающих презентациях и других полезных ИКТ-идеях

Требования к обучающим презентациям

Требования к оформлению слайдов обучающей презентации

Независимо от типа презентации важным считается вопрос о требованиях к ее оформлению. «Форма представления информации в электронном виде, как и в традиционных средствах – книгах, не менее важна, чем ее содержание. Оформление может усилить впечатление или значительно его ухудшить» (Соловьева Л.Ф., 2008).

Размещаем объекты

Основными объектами, которые чаще всего появляются на слайдах обучающих презентаций, являются слово, словосочетание, предложение, группа предложений, схема, таблица, диаграмма, клипарт и фотография, добавим к этому кнопки панели управления гиперссылками, и перед нами возникает достаточно пестрая картина. Сколько объектов должно одновременно находиться на слайде? Психолог Ч. Бонне утверждал, что в сознании человека может содержаться представление о шести объектах одновременно. Психолог А. Такер говорил о четырех, другие авторы считали, что это число равно 4-5, при этом речь шла о бессмысленных, не связанных между собой объектах (Лебедев-Любимов А.Н., 2004). Уточним, в эксперименте участвовали взрослые люди. Полагаем, что для обучающей презентации количество демонстрируемых объектов колеблется от 3 до 5, в зависимости от их функции и размера, кроме того, разметку слайда предлагает сама программа. В версии Microsoft PowerPoint 2003 максимальное количество объектов – 5, а в версии Microsoft PowerPoint 2007 их число 3.

Как показывает практика на слайде иногда необходимо разместить больше объектов, чем это предусмотрено макетом. В данном случае советуем придерживаться единой предметной направленности объектов.

Количество объектов на слайде напрямую зависит от их размера. Схемы, таблицы и диаграммы желательно располагать без дополнительных объектов, поскольку они занимают достаточно много места в композиции слайда. Что касается фотографий, то лучше использовать одну качественную, чем несколько мелких и размытых.

Зачастую авторы, пытаясь оживить презентацию, вставляют в нее различные мотивы, не связанные с содержанием слайда (движущиеся человечки, цветочки и т.д.). Психолог от рекламы, А.Н. Лебедев-Любимов, полагает, что большое количество ничем не оправданных, объективно необоснованных и не связанных с содержанием деталей приводит к созданию сложной информационной среды (Лебедев-Любимов А.Н., 2004). Считаем данное утверждение верным и для обучающей презентации.

Пространство слайда ограничено, поэтому авторы стараются разместить на нем как можно больше информации, чтобы слайд составлял завершенный смысловой фрагмент презентации. Недостаток места для наглядности на слайде может компенсировать эффект анимации, когда, например, к одному и тому же вопросу в качестве ответа могут предлагаться различные фотографии, аккуратно наложенные друг на друга (13, 1Анимационные упражнения, Пример 14). При появлении они перекрывают друг друга, от чего объектов на слайде всегда остается равное количество. Эффект анимации помогает менять содержание слайда, сохраняя его структуру неизменной.

Как должны располагаться объекты на слайде? Л.Ф. Соловьева предлагает придерживаться правил композиции, под которой она понимает совокупность изобразительных приемов, организующих художественное произведение, сложное и неоднородное по своему составу (каковой и является презентация). Далее автор определяет основные принципы построения композиции, из которых мы выделяем следующие:

  1. Объединение объектов по однородным признакам, форме, цвету и текстуре.
  2. Группировка объектов (по 2-3 объекта).
  3. Симметрия как основа статичной композиции.
  4. Обеспечение свободного пространства между группами.
  5. Подчеркивание субординации объектов (на передний план помещаются самые важные объекты).
  6. Соблюдение оптического равновесия путем определенного размещения крупных, темных предметов относительно малых, светлых.
  7. Следование естественному положению объектов, а также их росту, движению, развитию (Соловьева Л.Ф., 2008).

Само собой разумеется, что учитель иностранных языков не обладает профессиональными навыками художника или дизайнера, однако ему известны требования к языковой и изобразительной наглядности, на которые он может опираться при компоновке объектов на слайде.

Поскольку речь зашла об изобразительной наглядности, определим требования к ней. Качество демонстрации фотографии или другого изобразительного объекта зависит от его размера. Если используется фотография размером, например, более 1Мб, то она может долго загружаться на слайде. Если фотография менее 300 Кб, то на экране она чаще всего будет размыта. Оптимальный размер для фото или картинки – 500 Кб. Однако если используется клипарт, то качественным будет считаться объект и до 50 Кб. Лучше использовать цифровые не сканированные фотографии. Кроме того, помещая графический объект на слайд, не растягивайте его, от этого меняется его качество.

Опыт использования презентации на уроках немецкого языка в педагогическом вузе позволяет нам дать некоторые частные советы по расположению разных объектов на слайде.

1. Мы не рекомендуем располагать текст на фотографии, которую некоторые авторы используют в качестве фона. Объект высветляется, сохраняя, тем не менее, свою текстуру, и восприятие текста за счет этого затрудняется.

2. Если Вы все-таки используете фотографию, то лучше поместить надпись под ней.

3. Не оставляйте фотографии без подписи. Из-за этого слайд остается незавершенным.

4. Располагайте объекты так, чтобы они не соприкасались друг с другом, необходимо свободное пространство между ними. Это особенно важно для изобразительной наглядности.

5. При использовании эффектов анимации избегайте пустых слайдов. Обучающиеся не должны сидеть перед пустым экраном. Постарайтесь так распределять объекты, чтобы хотя бы один из них был статичным (например, заголовок).

6. Не помещайте на слайд сплошной текст. Распределяйте информацию тезисно, схематично. Следите за объемом текстовых материалов. Встречаются презентации, где авторы умудряются располагать на одном слайде 19! новых лексических единиц с толкованием или переводом. Сколько из них останутся в памяти обучающихся?

7. Помещая на слайд текстовый фрагмент, постарайтесь выровнять его правый край по ширине (Главное менюàФорматàВыравнивание по ширине). Следите за тем, чтобы не было большого расстояния между словами, иначе текст выглядит как  «дырявое решето».

8. Обратите внимание на поля слайда. Некоторые авторы, размещая текстовую информацию, не оставляют свободного пространства по краям. От этого слайд выглядит переполненным. Представьте, что слайд – это страница книги, соблюдайте симметрию верхних и нижних, а также боковых полей.

Выбираем шрифт

Тип и размер шрифта является важным моментом в создании обучающей  презентации, поскольку больше половины информации на слайде состоит из текста. Среди шрифтов, предлагаемых в PowerPoint, не все одинаково удачно воспринимаются с экрана. Шрифт, который включен в дизайн слайда по умолчанию, а именно, Arial (версия Microsoft PowerPoint 2003 и для всех последующих примеров), считается более приемлемым (добавим A920_S, Franklin Gothic Medium, Lucida Sans Unicode или Microsoft Sans Serif.

Следует избегать шрифтов с насечками (например, Times New Roman, Garamond, Book Antiqua или Bann920), а также  рукописных шрифтов (например, Monotype Corsiva, John Handy LET, Milano LET, ParkAvenue BT или Cataneo BT для версии PowerPoint 2003). В последнем случае читающий сталкивается с проблемой – отсутствие промежутков между буквами приводит к резкому снижению чтения рукописного, особенно незнакомого текста, кроме того буквы располагаются под наклоном, что также затрудняет процесс восприятия (см. Таблица 6). Тонкие шрифты считаются неэффективными для восприятия (например, Century Gothic), более жирные предпочтительнее (Лебедев-Любимов А.Н., 2004). Например (версия PowerPoint 2007):

Иногда даже в обучающую презентацию необходимо внести элемент непринужденности, например, на младшем и среднем этапе обучения иностранным языкам. Для познавательных презентаций также необходимо разнообразие и немного фантазии. Для этих целей подойдет Comic Sanc MS. Например:

Единственный совет – подбирать шрифты, где есть некоторое пространство между буквами, например, A920_M. Такие тексты будут с экрана восприниматься легче, чем те, у которых буквы стоят очень близко друг к другу, например, Arial Narrow и Impact.

Осуществить подбор подходящего шрифта из списка можно следующим образом (версия Microsoft PowerPoint 2003): выделить текст на слайде, в Главном меню открыть Формат, затем Шрифт. На экране появится окно со списком шрифтов. Необходимо выбрать вид шрифта, нажать Просмотр и текст будет изменяться прямо на слайде. Так можно проследить, как изменится тип написания (обычный, полужирный, курсив), а также размер шрифта, или добавить эффекты «Тень» или «Рельеф». Эта функция удобна тем, что можно обозревать весь слайд и подбирать шрифт непосредственно к стилю слайда. В версии Microsoft PowerPoint 2007 подбор осуществляется автоматически, когда курсор передвигается по списку шрифтов в главном меню.

Учителям немецкого языка особенно важно следить за тем, чтобы выбранные шрифты распознавали специфические буквы немецкого алфавита — Ä Ö Ü ä ö ü ß.

Остановимся подробнее на таком оформительском эффекте как WordArt, который предлагает набор шаблонов для создания надписей. Многие авторы используют этот способ для оглавления презентации или заголовка для слайда. Функция очень привлекательная, однако, как и с любым другим оформительским эффектом, с ней надо обращаться осторожно. Дело в том, что текстура надписи многих шаблонов неоднородна и, к тому же, многоцветна. Авторы зачастую используют готовый шаблон, не изменяя указанные параметры. Таким образом, надпись вступает в стилевой диссонанс с текстом слайда и его цветовой палитрой, а иногда и вовсе не может быть прочтена. Например (для версии PowerPoint 2003):

Мы не отвергаем использование эффекта WordArt, посоветуем использовать функцию форматирования надписи. Для этого необходимо навести курсором мыши на объект, выделить его, затем щелкнуть правой клавишей мыши, выбрать Отобразить панель WordArt и найти те параметры, которые нужно изменить: цветовую палитру, размер шрифта, фигуру надписи, расстояние между буквами. В версии Microsoft PowerPoint 2007 функция WordArt более дружелюбна и предлагает новые эстетические решения.

Важную роль в восприятии текста играет соотношение размера шрифта для разных текстовых объектов. Они не должны сильно различаться, например, для заголовка – 28пт (выделяем жирным шрифтом или цветом), а для текста 24пт (данный размер будет одинаково хорошо виден с любой точки класса). В нашей практике встречались презентации, где заголовок был размером в 44 кегля, а текст 28. Обратите внимание, тип и размер шрифта заголовка и основного текста не должны меняться от слайда к слайду. «Слайды, как страницы книги, должны быть выдержаны в едином стиле!» (Соловьева Л.Ф., 2008).

Добавляем красок

Выбор цветового наполнения слайда является, на наш взгляд, наиболее сложным в оформлении обучающей презентации. Некоторые авторы полагают – чем ярче презентация, тем лучше ее восприятие, и стараются использовать как можно больше цветовых оттенков. Тем не менее, при выборе цвета необходимо учитывать множество нюансов, как эстетических, так и психологических.

Первый из них – выбор фона. Программа предлагает следующие возможности – Фон (сплошной цвет) и ЗаливкуГрадиентную (цвет с переливами), Текстуру (фон с использованием каких-либо мотивов) и Узор. Из перечисленных функций советуем использовать светлый фон или мягкую размытую текстуру. Л.Ф. Соловьева предлагает отказаться от темных и насыщенных цветов и текстур. Текст на таком фоне плохо читается, что вызывает быстрое утомление и раздражение у зрителей. Фон должен оттенять объекты на слайде, быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов, а не отвлекать все внимание на себя. Оптимальная цветовая палитра – три цвета (Соловьева Л.Ф., 2008).

Для оформления презентации в едином стиле, программа предусматривает Шаблоны. Многие авторы используют их, как способ быстрого (а иногда и на скорую руку) создания обучающего продукта. Найти удачный шаблон из коллекции, предлагаемой программой, крайне трудно. Почти все из них несут дополнительную информацию, которая может стать отвлекающим моментом на уроке. Если возникла необходимость, то лучше выбрать светлый шаблон с наименьшим количеством деталей. Особенно креативным авторам советуем посетить сайт http://www.lenagold.ru, где можно найти богатую (более 20000!) коллекцию фонов и клипарта.

Следующий немаловажный момент – это сочетание цветов фона и шрифта. Психолог Т. Кениг утверждал, что темные буквы на светлом или белом фоне воспринимаются лучше, чем светлый шрифт на каком-нибудь фоне темного цвета. Черная надпись на белом фоне для восприятия с удаленного расстояния более благоприятна, чем белая на черном фоне (Лебедев-Любимов А.Н., 2004). Считаем, что для обучающей презентации следует придерживаться правила – светлый фон, черный (темный) шрифт. В тех случая, когда необходимо использовать шрифт разных цветов (например, выделение грамматической формы и т.п.), желательно не выбирать яркие кричащие оттенки.

Отдельно хочется отметить, сколько бы автор не пытался сбалансировать цветовую палитру слайда, при демонстрации она может искажаться под воздействием внешних факторов, например, солнечный день или дневное освещение в аудитории. Цветовые изменения претерпевают также такие объекты, как фотографии, клипарт и WordАrt. И это действительно является большой проблемой – обучающиеся могут просто не увидеть целые фрагменты презентации. Чтобы этого избежать, необходимо заранее просмотреть презентацию на экране, чтобы скорректировать заданные параметры.

Закончить данный раздел хочется словами Л.Ф. Соловьевой – автора учебного пособия «Компьютерные технологии для преподавателей»: «Главное – чувство меры, здравый смысл и соответствие формы содержанию» (Соловьева Л.Ф., 2008). Добавим творческий настрой учителя и его желание сделать процесс обучения иностранным языкам более эффективным и наглядным.

(По материалам учебно-методического пособия: Л.А.Беляева «Технология создания и использования обучающих презентаций PowerPoint на уроке немецкого языка»)

Использованные источники:

  1. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. — СПб.: Питер 2004. — 368с.
  2. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 464 с.

 

2 комментария

  1. Спасибо автору за обращение к важной теме, ценное представление своего опыта, желание поделиться им с коллегами и внимательное прочтение моей книги. Приглашаю уважаемого автора и всех, кому интересна эта тема, на консультационную линию портала Педсовет.org http://pedsovet.org/ask/316/ , посвященную созданию мультимедийных учебных материалов.
    С уважением, Соловьева Людмила Федоровна

Trackbacks

  1. Требования к обучающим презентациям | Есть идея! | Моя копилка

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: